
Денверская модель
Денверская модель раннего взаимодействия (ESDM) - это научно доказанный подход к работе с маленькими детьми с аутизмом или риском его развития, основанный на развитии через игру и повседневные активности.
Что такое Денверская модель
- Денверская модель раннего взаимодействия (Early Start Denver Model, ESDM) - это комплексный поведенческий подход раннего взаимодействия для детей с аутизмом или риском его развития. Модель сочетает в себе поведенческие техники с развивающим подходом и делает акцент на построении позитивных отношений.
- ESDM - это научно доказанный метод, разработанный специально для работы с детьми раннего возраста (от 12 до 48 месяцев). Он основан на понимании того, как дети с аутизмом учатся и развиваются, и использует естественные повседневные рутины и игровые ситуации для взаимодействия.
Кому подходит
- Детям с диагнозом аутизм
- Детям с подозрением на аутизм
- Детям с особенностями речи
- Детям с трудностями социального взаимодействия
- Детям в возрасте от 12 до 48 месяцев
- Детям с особенностями коммуникации
Основные принципы
- Раннее начало взаимодействия
- Интенсивное участие родителей
- Фокус на социальном взаимодействии
- Развитие через естественную игру
- Следование за интересами ребенка
- Развитие коммуникативных навыков
- Систематическая оценка прогресса
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Использование позитивного подкрепления
- Структурированность встреч
Направления работы
- Развитие имитации
- Развитие невербальной коммуникации
- Развитие речевых навыков
- Развитие социального взаимодействия
- Развитие игровых навыков
- Развитие мелкой и крупной моторики
- Развитие когнитивных навыков
- Формирование навыков самообслуживания
- Развитие совместного внимания
- Эмоциональное развитие
Как проходят встречи
- Встречи проводятся в естественной для ребенка среде через игровое взаимодействие. Каждая встреча включает в себя:
- • Структурированные активности, основанные на интересах ребенка
- • Развитие навыков через естественное взаимодействие
- • Использование повседневных ситуаций для взаимодействия
- • Активное участие родителей
- • Постоянную оценку прогресса
- • Корректировку целей по мере развития ребенка
Роль родителей
- Родители являются ключевыми участниками подхода. Их роль включает:
- • Активное участие во встречах
- • Освоение техник взаимодействия с ребенком
- • Применение полученных навыков в повседневной жизни
- • Регулярное общение со специалистом
- • Отслеживание прогресса ребенка
- • Создание развивающей среды дома
Ожидаемые результаты
- Улучшение социального взаимодействия
- Развитие коммуникативных навыков
- Улучшение понимания речи
- Развитие игровых навыков
- Улучшение имитационных способностей
- Развитие совместного внимания
- Прикладной анализ поведения
- Повышение самостоятельности
- Развитие познавательных способностей
- Улучшение эмоциональной регуляции
Преимущества метода
- Научная доказанность эффективности
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Вовлечение родителей в процесс взаимодействия
- Использование естественных ситуаций для взаимодействия
- Комплексное развитие всех навыков
- Структурированная система оценки прогресса
- Возможность раннего взаимодействия
- Позитивный подход к взаимодействию
- Гибкость в применении
- Долгосрочные результаты
Этапы работы
- 1. Первичная оценка развития ребенка
- 2. Составление индивидуального плана работы
- 3. Обучение родителей основным принципам и техникам
- 4. Регулярные встречи с ребенком
- 5. Постоянный мониторинг прогресса
- 6. Корректировка плана по необходимости
- 7. Оценка результатов и постановка новых целей